• Автор: Ложкина Н.В.
  • 13.02.2017

Альтернативные методы решения споров – в последнее время такое словосочетание все чаще и чаще встречается на страницах журналов, Интернет-страничках, конференциях, посвященных интеллектуальной собственности. Медиация – один из указанных выше методов, представляющий по сути переговоры конфликтующих сторон при содействии выбранного ими посредника.

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах Америки и Евросоюзе медиация уже широко используется предпринимателями и компаниями, в России данный институт находится в стадии формирования.oo Такая ситуация во многом определяется низким уровнем понимания медиативного процесса, его особенностей и преимуществ.

В современных условиях осуществления хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации возможности получения выгоды применения медиативной процедуры становятся все более очевидными.

Как только компания втягивается в судебный процесс о нарушении исключительных прав на средства индивидуализации, она сразу же становится «опасной» для контрагентов. В случае проигрыша судебного процесса и признания судом факта неправомерного использования чужого товарного знака оптовые покупатели продукции, на которой проставлялось спорное обозначение, оказываются под угрозой. Опасность того, что придется отвечать за реализацию контрафактной продукции, побуждает контрагентов приостанавливать свои отношения с той компанией, которая выступает ответчиком в споре о нарушении исключительных прав.

Достаточно распространенной является ситуация, когда при предъявлении иска о нарушении исключительных прав на товарный знак, сторона-ответчик подает возражение в административный орган о неправомерности регистрации товарного знака и тем самым ставит под сомнение наличие исключительных прав у компании, обратившейся в суд с иском о нарушении исключительных прав. В результате уже две компании чувствуют себя неуверенно: одна должна доказывать, что не нарушала исключительных прав, а другая – что получение исключительных прав было правомерным.

Скрыть информацию о возникшем конфликте достаточно проблематично.

В целях предотвращения подобного развития событий выбор в пользу медиации является очевидным по следующим причинам:

Медиация – это КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ способ урегулирования спора. Медиатор отвечает за не разглашение информации, которая стала ему известной в ходе осуществления примирительных процедур. Обратившаяся за помощью сторона может высказать свои опасения и сомнения относительно поведения другой стороны или самого спора и последствий его развития, не опасаясь, что будет неправильно понята, что ее позиция будет искажена. Медиация позволяет сохранить репутацию на рынке.

Избежание огласки возникшего конфликта выгодно обеим сторонам, поскольку это поможет сохранить уже налаженные источники реализации продукции, партнеры останутся партнерами.

Медиация – это БЫСТРЫЙ способ урегулирования спора. Если посмотреть на описанный выше конфликт, то без труда можно подсчитать, что решение спора затягивается года на два или более. И все это время существует неопределенность в правомерности использования средства индивидуализации. Даже если Вы уверены в своей правоте и считаете свою позицию выигрышной, сомнения все равно остаются до конца спора. Обращение к процедуре медиации позволяет урегулировать спор в течение 2 месяцев.

Медиация – это ДЕШЕВЫЙ способ урегулирования спора. Медиатору платят, сразу две стороны, как правило, поровну, что позволяет сократить расходы каждой из них в два раза как минимум.

Сегодня, когда сменяемость должностных лиц происходит с завидной частотой, договориться с конкурентом становится дешевле, чем «договариваться» с органами власти. В большинстве конфликтов стороны могут сами определить свои взаимоотношения, не прибегая к услугам чиновников или судей.

Медиация – это НАДЕЖНЫЙ способ урегулирования спора. Медиация по сути представляет собой диалог двух конфликтующих сторон при помощи нейтрального лица. Медиатор не представляет интересы какой-либо стороны, он не получает выгоду от победы одной из них. Его задача заключается в том, чтобы помочь сторонам найти точки соприкосновения, сосуществования, наиболее выгодные для обеих сторон выходы из возникшего конфликта. Медиатор предоставляет сторонам возможность высказаться, создает условия для того, чтобы стороны услышали и смогли понять истинные интересы друг друга. Ни для кого ни секрет, что общение между юристами спорящих компаний происходит с учетом интересов самих юристов или патентных поверенных. Зачастую достаточно сложно бывает понять реальные желания контрагента. Действительно ли он готов воевать до победного, не смотря на любые жертвы, или его устраивает мирное решение спора. Грамотный медиатор способен помочь понять сторонам, на самом ли деле они являются конкурентами или у них есть общие интересы.

Медиатор также способен помочь «слабой» стороне достойно выйти из конфликта, сохранив свое лицо.

Медиация – это ГАРАНТИРОВАННЫЙ способ урегулирования спора. Обе стороны вступают в процесс медиации добровольно. Ничто не может быть более надежной защитой от нового витка конфликта, чем обоюдные договоренности сторон по существу спора на приемлемых для каждой их них условиях. Ни суд, ни государственный орган власти не смогут проигравшую строну заставить смириться. Оставшаяся обида рано или поздно найдет выход. А значит угроза того, что конфликт может разгореться вновь, будет существовать. 

IPlatform рада сообщить, что в ее команде работают три дипломированных медиатора.

Обучение медиации прошли в ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», лицензия №1890 от 27.09.2011:

Симонов Б.П. – высококвалифицированный специалист в области интеллектуальной собственности.

Ложкина Н.В. - высококвалифицированный специалист в области интеллектуальной собственности, в частности, в области разрешения споров.

Шадрина М.В. – высококвалифицированный юрист в области защиты интеллектуальных прав.


Уважаемые Гости и Участники IPlatform! Если вы решили воспользоваться процедурой медиации, вы можете заказать ее в Разделе "Услуги" или оперативно, позвонив по телефону: +7 925 728 82 02.